Главная » 2019 » Сентябрь » 10 » Без "Нафтогаза" и трубы: что ждет Украину при президенте Тимошенко | Новости
16:14
Без "Нафтогаза" и трубы: что ждет Украину при президенте Тимошенко | Новости

Разделение «Нафтогаза» возможно только в том случае, когда вся система сбалансирована, а потребители платят реальную стоимость газа, но в случае с Украиной стоит учитывать чувствительные социальные моменты, отмечает директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин.

Разделение «Нафтогаза» возможно только в том случае, когда вся система сбалансирована, а потребители платят реальную стоимость газа" data-author="Pr Scr / @bilaterals_org" data-owner="twitter.com" Без "Нафтогаза" и трубы: что ждет Украину при президенте Тимошенко">

Разделение «Нафтогаза» возможно только в том случае, когда вся система сбалансирована, а потребители платят реальную стоимость газа
twitter.com / Pr Scr / @bilaterals_org

Ликвидация "Нафтогаза" 

Лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко пообещала в случае победы на выборах президента Украины ликвидировать Национальную акционерную компанию (НАК) «Нафтогаз», как ненужного посредника. По ее словам, монополии на торговлю газом не останется: газ украинской добычи будет отдан людям для потребления, а для нужд промышленности и бизнеса начнет работать демонополизированный рынок.

«Возможность такой реформы есть, и Тимошенко не первая. На Украине давно говорят, что нужно реформировать «Нафтогаз» и разделить его. Определенный смысл здесь есть, так реформа позволит увидеть отдельно экономику транспорта и сделать прозрачнее всю цепочку поставок. Но нужно понимать, что это классическая либерализация, а она возможна в том случае, когда нет внутренней перекрестки и вся система сбалансирована, то есть когда все потребители платят реальную стоимость газа.

Ситуации, при которой внутри компании кто-то заплатил меньше, а впоследствии все покрыто из других источников, например, за счет транзитных доходов, станет невозможна. В отличие от России, где на газовом рынке работает много компаний, Украина является страной нетто-импортером, то есть ее потребление значительно превышает производство, нет экспортных доходов, поэтому такие решения там принимать можно. Но сначала все же нужно выполнить требование кредиторов МВФ о формировании единой цены на газ», - отмечает эксперт ФБА «Экономика сегодня».

Но при выполнении необходимых условий могут дать о себе знать чувствительные социальные моменты, а также стоит предварительно просчитать последствия для ВВП страны и для национальной промышленности. Десятилетиями в бизнесе «Нафтогаза» все было срочно и непрозрачно, отмечает Вячеслав Кулагин, но распутывать клубок надо, хотя на 100% к этому пока не готовы ни украинская газовая отрасль, ни потребители.

Директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин" data-author="Екатерина Чалова" data-owner="Федеральное агентство новостей" Без "Нафтогаза" и трубы: что ждет Украину при президенте Тимошенко">

Директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин

Борьба за ГТС Украины 

При этом Тимошенко также считает, что нельзя допустить продажи акций 49% газотранспортной системы (ГТС) Украины. По ее словам, это попытка действующего президента Петра Порошенко через подставных лиц приобрести ее в собственность. Лидер «Батькивщины» считает, что стоимость ГТС составляет порядка 300 млрд долларов, в то время как Порошенко рассчитывает приобрести ее часть по цене «в 20 раз меньше» реальной. Кроме того, Тимошенко называет ложью заявления политиков и чиновников о том, что ГТС останется без газа и «превратится в металлолом».

«300 млрд долларов нереалистичная цена, так как она превышает капитализацию многих крупных энергетических компаний. Более того, сейчас действительно складывается ситуация, когда говорится вообще об отрицательной стоимости трубы. В случае сокращения объемов транзита через Украину в связи с запуском новых обходных трубопроводов расходы на ГТС могут существенно превысить ту доходность, которую можно получить. Именно поэтому ни о каких сотнях или даже десятках миллиардов речи быть не может.

ГТС является большим активов, который требует огромных финансовых вложений просто для того, чтобы его модернизировать и поддерживать в нормальном состоянии. Зачастую их не удается окупить даже в рамках транзита. Если 15-20 лет назад ГТС Украины в случае реализации совместной с Россией и ЕС программы еще могла стать золотой жилой, то сейчас она не представляет никакого интереса и даже западные партнеры Киева отказались вести переговоры  в данном направлении», - отмечает Вячеслав Кулагин.

Читайте нас в Яндексе

Просмотров: 138 | Добавил: siomwolan1977 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0