22:51 Стенограмма выступления президента Ассоциации Виктора Хайкова на заседании Евразийского Делового совета |
-->
Часть стенограммы с выступлением президента Ассоциации на расширенном заседании Евразийского Делового совета (http://evrazes-bc.ru), прошедшего 12 декабря 2014 года в Москве. В заседании принимали участие советник Президента РФ Сергей Глазьев, государственный секретарь Союзного государства России и Белорусии Григорий Рапота, председатель Координационного совета Евразийского Делового совета Олег Сосковец, председатель Правления Евразийского Делового совета, представители Государственной Думы РФ, органов власти стран ЕврАзЭС (ЕАЭС), Евразийского Делового совета, крупнейших компаний, финансовых структур, отраслевых объединений стран участниц и др. … СОСКОВЕЦ О.Н. (Председатель Координационного совета Евразийского Делового совета, президент Ассоциации финансово-промышленных групп России): – Слово предоставляется Хайкову Виктору Борисовичу, Президенту Ассоциации нефтегазосервисных компаний Югры. ХАЙКОВ В.Б.: – Добрый день, коллеги. Хотел бы немного рассказать о нашей Ассоциации. Это относительно недавно созданная структура. Создана она в 2013 году по инициативе губернатора нашего автономного округа Натальи Владимировны Комаровой с целью объединения нефтегазосервисных компаний, которые работают на территории округа для того, чтобы защищать свои интересы, отстаивать позиции, взаимодействовать с органами власти, в том числе и федеральными. На текущий момент времени Ассоциация открывает объекты Федерального масштаба, потому что натерритории нашего автономного округа добывается около половины нефти всей страны. Поэтому для нас эта проблематика очень актуальна, так как технологии нефтегазового сервиса: шельф, запасы, оборудование, технологии и так далее – это первое, по чему ударили санкции, ну кроме финансов. Это говорит о том, что важность непосредственно нефтегазового сервиса для стабильной работы нашей страны, для стабильности ее существования крайне важна. Скажу несколько слов о проблемах. На самом деле о них сказал Сергей Юрьевич в своем докладе, потому что они структурны – это, конечно же, финансирование. Сейчас, в условиях экономического спада банки, в принципе, не финансируют ни сервис нефтегазовый, ни нефтегазовое машиностроение. На самом деле сейчас большинство месторождений находятся на последней стадии, поэтому сейчас важность непосредственно технологического сервиса крайне высока. Но разрабатывать технологии без соответствующего финансирования и привлечения кредитных ресурсов практически невозможно. Это одна из проблем, а на самом деле их гораздо больше. Следующая проблема, которую важно отметить, – это взаимодействие непосредственно с заказчиками, добывающими нефтегазовыми компаниями. Это большая проблема, потому что есть, во-первых, закрытость компаний, если говорить, допустим, о нефтегазовом машиностроении. Практически отсутствует информация, какое им непосредственно необходимо оборудование. Отечественные производители зачастую не знают над чем работать. Есть ресурсы, есть промышленность, есть технологии, есть кадры, есть желание. Но многие предприятия не знают, чем заниматься, что непосредственно производить, в каком объеме, в какие сроки – это большая проблема. Вот буквально в течение месяца мы встречались с представителями государственной корпорации «Ростехнологии» – это крупнейшая на рынке компания нефтегазовой компетенции. И вот представители говорят , что «у нас сложно получить информацию о том, что нужно нефтяной отрасли». Это проблема, которую тоже надо решать. Еще одна из ключевых проблем – это, как я уже сказал, взаимодействие с руководителями компаний – это типовые договора, с которыми, на самом деле, столкнулись практически все производители, подрядчики нефтедобывающих компаний. Это рамочные договора, которые содержат в себе условия, невыполнимые в принципе, изначально. Есть достаточно серьезные штрафные санкции, допустим, за выход оборудования из строя, нарушение гарантийного срока эксплуатации. Если мы говорим про процессы, которые сейчас идут в нашей стране, то есть процессы, которые, по крайней мере, хотят запустить – процесс импортозамещения, естественно, это важный процесс. Но как его запустить, когда, допустим, при разработке нового оборудования либо какой-то технологии, или запуск его в добывающей промышленности, если это оборудование, когда оно новое, оно может не все время работать, допустим, как заявлено в технической характеристике, а может выйти из строя. И сразу же штрафные санкции, которые могут быть 10, 15, 20-30%. Кто будет заниматься импортозамещением? Другая проблема – это квалифицированные кадры. Проблема, которая стоит очень остро. У нас сейчас можно сказать, практически разрушено среднее профессиональное образование. Найти людей квалифицированных профессий, каких как слесаря, бурильщики и так далее, очень сложно. Почему наш сервисный рынок заняли иностранные компании? Потому что у них есть профессиональные центры, которые готовят высокопрофессиональных специалистов. Они вкладывают в это деньги, я уже не говорю про научно-исследовательскую и про конструкторскую работу. Это большие средства и большие ресурсы, которые вкладываются. У нас сейчас этого нет. Это тоже большая проблема, над которой нужно работать. Еще один момент – откуда компаниям, сервисным производителям брать финансирование, какую-то прибыль для того, чтобы вкладывать в собственное развитие: в развитие своего персонала, в развитие своей производственной базы, в развитие НИОКР и так далее и так далее? Этих денег нет. С учетом той ситуации, которая есть сейчас – это снижение цены на нефть, все добывающие компании максимально снижают затраты на сервис и так далее на все проекты. И в том числе снижают затраты и на те контракты, которые уже заключены. То есть говорить об импортозамещении в таких условиях, конечно, тоже сложно. Поэтому эти вопросы тоже необходимо отразить и прорабатывать. Мы со своей стороны, конечно же, эти вопросы обозначили при взаимоотношении и с Министерством энергетики, и с Комитетом по энергетике Государственной Думы и с другими правительственными структурами, которые, в том числе, формируют энергетическую политику в стране. Но нужно к ним обращаться со всех сторон. На самом деле, проблем много, а какие же перспективы? Перспективы сейчас есть. Те санкции, которые были, с одной стороны, конечно, сыграли негативную роль в развитии нашей страны и экономики в целом. Тем не менее, они все же стали настоящим серьезным стимулом для того, чтобы ответственные структуры начали заниматься теми проблемами, о которых мы говорим уже не один год. То есть тот процесс импортозамещения, который сейчас начинается, – он уже, по крайней мере, активизировался. Создаются рабочие группы, в принципе, процесс пошел – это хорошо, есть потенциал. Но этот потенциал необходимо укреплять определенной государственной поддержкой и серьезной государственной политикой. Вот как один из примеров, на который хотели бы сейчас обратить внимание и, в том числе, его проанализировать – это опыт наших коллег по ЕАЭС (Казахстан). За последние годы нефтегазовое машиностроение в Казахстане очень сильно развилось. Там есть серьезная государственная политика, государственная поддержка. Это очень хороший опыт. И, естественно, мы будем его анализировать и пытаться применить у нас в стране. И еще один момент, который тоже очень важно отразить, на самом деле, и Сергей Юрьевич об этом сказал, что мы сейчас стараемся отказаться от продукции, допустим, США, либо они к нам не поставляют продукцию, которая ограничена санкциями, продукция Евросоюза и так далее. Но есть риск того, что наш рынок продукции и услуг могут захватить, назовем более корректно – занять поставщики – наши китайские партнеры. Это очень серьезная угроза нашему рынку, нашим производителям, нашим компаниям, которые здесь работают, потому что себестоимость продукции, возможности кредитных ресурсов, экспортный потенциал, который есть у Китая, – он значительно выше, чем те способности и возможности, которые есть у наших игроков на рынке. Поэтому этот момент тоже нужно отразить, чтобы не получилось, что мы будем делать не импортозамещение, а замещение одного импорта другим импортом. И в таких условиях , что наше производство в конечном итоге просто погибнет. И еще один момент. На самом деле, несмотря на то, что есть сложности, и их достаточно много в промышленности, в нефтегазовом сервисе – есть ряд примеров, которые могут являться образцом. Но необходима государственная поддержка, в том числе для экспорта нашей продукции, потому что есть продукция, которая достаточно качественная, она конкурентоспособна на рынке. Сейчас с учетом, когда курс рубля упал, нужно поддерживать экспорт. У нас есть промышленность, которая может производить конкурентную продукцию на мировом рынке. Должны работать торговые представительства, должен работать Минпромторг и ответственные структуры, которые занимаются непосредственно поддержкой экспорта. Это очень серьезное направление для того, чтобы наши производители не конкурировали внутри страны друг с другом, снижая друг другу цены. Мы должны приложить все усилия для того, чтобы помогать им выходить на другие рынки, тем самым, снижая конкуренцию здесь, не ослабляя позицию друг друга, а, наоборот, расширять свои возможности, рынок сбыта, объемы и позицию нашей страны на мировом рынке. Друзья, спасибо за внимание. СОСКОВЕЦ О.Н.: – Виктор Борисович, вы поднимаете актуальные вопросы и я думаю, они у всех на слуху. Это очень важная тема и очень правильная постановка вопроса. Вы видите, сейчас мы, к сожалению, вынуждены не посыпать голову пеплом, а поднимать тему санкций. Всегда Россия обеспечивала себя оборудованием, особенно нефтяным, перерабатывающим и так далее. Но, учитывая, что за 20 с лишним лет не построено ни одного нефтеперерабатывающего завода, потребность в этом сама собой отпала. И надо теперь все вернулось на круги своя, и мы вынуждены будем этим заниматься. И кадры будем искать, и готовить кадры , потому что во многих отраслях практически нет ничего отечественного, в части в управлении, и элементной базы, и исполнительных механизмов и так далее. Придется заниматься этим. Спасибо вам. … Источник: nangs.org. |
Всего комментариев: 0 | |