Главная » 2019 » Март » 20 » Tesla vs. Eastring – кто из них продолжит строительство „Турецкого потока“ до Европы?
04:23
Tesla vs. Eastring – кто из них продолжит строительство „Турецкого потока“ до Европы?

Анализ пренадлежит Михаилу Серову и Ивану Песчинскому, и опубликовано в газете "Ведомости".

Министры иностранных дел Венгрии, Сербии, Македонии и Греции могут осенью подписать меморандум о строительстве газопровода от Турции до Австрии, сообщил „Ведомостям“ один из участников проекта.

Встреча ожидается в сентябре, планируется принять решение о подготовке технико-экономического обоснования, подтвердил представитель венгерской газовой компании FGSZ, которая будет отвечать за трубу на территории Венгрии. Газопровод назвали Tesla, первое заседание рабочей группы проекта прошло 25 июня, сообщил представитель министерства иностранных дел Венгрии.

Проект уже передан на рассмотрение в Европейскую сеть системных операторов передачи газа (ENTSOG) для получения статуса проекта общественного интереса. Представитель ENTSOG это подтвердил. Но соответствующего статуса у проекта еще нет, говорится в материалах ENTSOG.

Газопровод Tesla планируется запустить в 2019 г. Его мощность составит 27 млрд куб. м, а протяженность – 1300–1400 км. Предварительная стоимость – 4–5 млрд евро.

Окончательное инвестиционное решение планируется принять в I квартале 2016 г., а начать строительство – в I квартале 2017 г.

С территории Греции также может быть построен отвод до Италии, в этом случае мощность греческого участка трубы составит 42 млрд куб. м, т. е. на Италию по Tesla может пойти 15 млрд куб. м. Человек, близкий к греческой стороне переговоров, подтвердил, что Греция заинтересована в продлении „Турецкого потока“ до Италии. Ранее о такой возможности говорил и предправления „Газпрома“ Алексей Миллер.

Инвестиции в Tesla пока не включают отвода на Италию, знает один из собеседников „Ведомостей“. Греческий участок мощностью 42 млрд куб. м оценивался в 2 млрд евро.

Планируется, что в Tesla будет поступать газ не только из „Турецкого потока“, но и из газопровода TANAP, говорит представитель МИД Венгрии, Tesla сможет работать и в реверсном режиме.

Проект будет соответствовать всем нормам Третьего энергопакета, статус общественного интереса нужен не для того, чтобы получить исключение из правил, а для того, чтобы претендовать на финансирование из фондов ЕС, утверждает один из участников проекта. Без этого найти финансирование не удастся, убежден он.

Продление „Турецкого потока“ в Европу возможно, говорил на прошлой неделе „Ведомостям“ предправления австрийской OMV Райенер Зеле. (Предполагается, что конечной точкой Tesla станет хаб Баумгартен, принадлежащий OMV.) Но нужны инвесторы, а проектное финансирование, например, в Греции может быть затруднительным, отмечал он. Зеле сказал, что не участвует в обсуждении Tesla.

У Tesla есть и другие проблемы, признают собеседники „Ведомостей“. TANAP предназначен для поставок газа в Европу с азербайджанского месторождения Шах-Дениз через Италию. Азербайджанского газа для Tesla не хватит, а когда через Турцию может пойти иранский или туркменский газ, неизвестно, поэтому без „Турецкого потока“ проект не состоится, считают они.

„Газпром“ планировал строительство четырех ниток „Турецкого потока“ мощностью 63 млрд куб. м, первая – для поставок в Турцию, остальные – в Европу. „Турецкий поток“, надеялся „Газпром“, позволил бы ему отказаться от транзита газа через Украину по завершении нынешнего контракта в 2019 г. Но переговоры с Турцией застопорились: Россия хочет подписать с ней межправительственное соглашение по всем четырем ниткам, а Турция – пока только по одной. Поэтому в „Газпроме“ думают, не ограничиться ли одной или двумя нитками „Турецкого потока“, сообщал „Интерфакс“. Это ставит под вопрос и Tesla, говорят собеседники „Ведомостей“. Переговоры с Турцией могут завершиться осенью, когда в стране будет сформировано правительство.

Представитель „Газпрома“ отказался от комментариев.

Но даже если „Турецкий поток“ состоится, у Tesla есть конкурент – словацкий проект газопровода Eastring, который должен пройти от Турции через Болгарию и Румынию, продолжают собеседники „Ведомостей“. Eastring также передан на рассмотрение ENTSOG. В начале июня премьер-министр Словакии Роберт Фицо предложил подключить Eastring к „Турецкому потоку“, а премьер-министр России Дмитрий Медведев обещал изучить его предложение.

ЕС не станет финансировать и Eastring, и Tesla, считают собеседники „Ведомостей“. Кроме того, вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович выступает за сохранение украинского транзита. Если он прекратится, то транзита лишится и Словакия. Шефчович – словак, он будет добиваться сохранения словацкого транзита, считают два европейских партнера „Газпрома“. А если Украина транзита лишится, Словакия сможет сохранить его с помощью Eastring, поэтому Шефчович предпочтет поддержать его, считают собеседники „Ведомостей“.

Представитель Еврокомиссии отказался это комментировать, но подтвердил, что комиссия выступает за сохранение украинского транзита, а еще сообщил, что утвержденный список проектов общественного интереса, куда хотят войти Eastring и Tesla, будет представлен во втором полугодии 2015 г.

Варианты продления „Турецкого потока“ в Европу будут обсуждаться на ближайших переговорах с Еврокомиссией (запланированы на сентябрь), говорил в июле министр энергетики России Александр Новак: „Официальных предложений не было от Еврокомиссии. Мы знаем, что разные варианты рассматриваются. Мы ждем, какие варианты Евросоюз предложит для строительства своей внутренней инфраструктуры. Много стран, интересантов“.

Представители МИД Греции, Македонии и Сербии, а также представители их газовых компаний DESFA (Греция), GA-MA Skopje (Македония) и „Србиягаз“ (Сербия), которые отвечают за Tesla в своих странах, не ответили на запросы „Ведомостей“.

Просмотров: 221 | Добавил: siomwolan1977 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0