Главная » 2019 » Май » 13 » Транскаспийский газопровод: история несбывшихся надежд
11:53
Транскаспийский газопровод: история несбывшихся надежд
С наступлением весны с новой силой заговорили о том, что "Южный газовый коридор" является одним из приоритетных для Евросоюза энергетических проектов (см. например, "Газпром" во главе с Р.Вяхиревым, в ходе которых планируется обсудить возможность подписания долгосрочного соглашения о поставках в Россию ежегодно 50 млрд. м3 туркменского газа в течение 30 лет. Со слов С.Ниязова и эти объемы могут быть увеличены, поскольку после проведения незначительных ремонтных работ газопровод в северном на​правлении способен пропустить до 100 млрд. м3 природного газа в год. Одновременно Туркменистан планирует увеличить объемы поставок газа в Иран.
 
24 февраля 2000 года С.Ниязов принял специального посланника президента Турции, заместителя ми​нистра иностранных дел Митхата Балкана и специального советника президента и госсекретаря США по вопросам энергетического развития Каспийского региона Д.Вулфа. Во встрече участвовали представитель президента Туркменистана в проектах по продаже туркмен​ских энергоресурсов на рынке Турции, глава группы компаний "Чалык Холдинг" Ахмет Чалык и руководители национальной энергетической компании Турции "BOTAŞ". М.Балкан проинформировал С.Ниязова о том, что прибыл в Ашхабад по поручению президента Турции С.Демиреля и передал туркменскому лидеру письменное послание главы Турции. От имени руководства Турции М.Балкан заверил С.Ниязова в при​верженности Анкары скорейшей реализации Транскаспийского газопроводного проекта, который позволит Турции осу​ществлять закупки туркменского газа.
 
Посол Д.Вулф, в свою очередь, передал С.Ниязову заверения от американского правительства относительно максимального содействия развитию ТКГП, выразив убежденность в том, что его реализация имеет стратегическое значение для поступательного экономического развития как стран, участвующих в проекте, так и региона в целом.
 
Туркменский президент заявил, что реализация ТКГП должна осуществляться в строгом соответствии с национальными и экономическими интересами Туркменистана. С.Ниязов напомнил о последовательной приверженности Туркмени​стана принципам создания многовариантной региональной трубопроводной инфраструктуры, подчеркнув право своей страны искать дополнительные возможности для экспорта энергоресурсов.
 
Президент подчеркнул, что первоначальная концепция Туркменистана по ТКГП осталась неизменной, и различные слухи, появившиеся в последнее время в связи с этим крупным проектом, абсолютно беспочвенны. На основе конкретных примеров туркменский президент показал их необоснованность и призвал участников встречи приложить усилия для скорейшего осуществления этого проекта. В этой связи С.Ниязов сообщил о том, что ведется работа по выводу туркменского при​родного газа на другие мировые рынки. В том числе заявил, что Туркменистан продолжает пе​реговоры с Россией по увеличению объемов поставок туркменского газа по действую​щему трубопроводу в направлении российского рынка.
 
При этом С.Ниязов дал понять, что участвуя в ТКГП-проекте, Туркменистан намерен ис​ходить из национальных интересов и принципов экономической безопасности, он заявил, что предложение предоставить Азербайджану 50% квоту в Транскаспийской трубе, мощность которой лишь в перспективе будет 30млрд. м3 газа в год, идет вразрез с экономическими интересами Туркменистана, и намерение Азербайджана обеспечивать своим газом половину мощно​сти будущего трубопровода делает проект невыгодным для Ашхабада. Со слов С.Ниязова, принимая во внимание заявку Азербайджана, Туркменистан может рассчитывать на первую прибыль от продажи газа лишь через 8 лет после ввода газопровода в эксплуа​тацию. Между тем, средства, которые планируют выделить на реализацию проекта амери​канские финансовые институты (около $3млрд.), придется возвращать гораздо раньше. "Мы никогда не согласимся с условиями, которые грозят нам экономической зависимо​стью",- заявил туркменский лидер. В этой связи С.Ниязов выступил с критикой в адрес деятельности посла Д.Вулфа, отметив, что с его приходом на этот пост отношения между Туркменистаном и транзитными странами осложнились. Причина – в противопоставлении интересов и политизации сугубо экономических проектов. Президент напомнил также, что и прежде участие амери​канских компаний в газопроводных проектах Туркменистан-Иран-Турция и Туркмени​стан-Афганистан-Пакистан не привело на стадии их практической реализации к конкрет​ным результатам. Глава Туркменистана заявил, что Туркменистан готов самостоятельно построить свой участок ТКГП и продавать газ Турции на морской границе с Азербайджаном, оставляя решение проблем, связанных с последующим транзитом топлива, за турецкой стороной и Транскаспийским консорциумом. "Азербайджан и Грузия выступают в этом проекте только как транзитные страны и мы готовы оплатить лишь их услуги по организации поставок газа",- подчеркнул С.Ниязов –"А если Азербайджан готов осуществлять поставки своего газа в Турцию вне рамок ТКГП, Туркменистан отнесется к нему с пониманием." С.Ниязов сообщил, что Туркменистан уже имеет соглашение с компанией Турции "BOTAŞ" о поставках 16 млрд. м3 природного газа турецким потребителям, и в перспек​тивные планы входит реэкспорт дополнительных 14 млрд. м3 в Европу. (Этим вопросом должна была заняться совместная туркмено-турецкая компания "21 Асыр- Туркменин Алтын Асыры" ("XXI век – Золотой век Туркмен")). И с самого начала этот проект делала привлекательным и экономически выгодным для Туркменистана транспортировка именно 30 млрд. м3 туркменского газа и никак не меньше. С.Ниязов заявил, что потребители Турции в любом случае получат туркменский газ, который будет поставляться им как через территорию РФ, так и через Иран и Каспий, и сообщил, что уже сегодня из 20 млрд. куб.м. туркменского газа, покупаемого Россией, около 6 млрд. куб.м. поставляется в Турцию по цене значительно выше той, которую предлагает Ашхабад в случае реализации Транскаспийского или Трансиранского трубопроводных проектов.
 
Туркменский лидер сообщил, что в марте 2000 года начнутся предметные переговоры по продаже в течение 30 лет туркменского газа в Россию в объеме 50 млрд. м3 ежегодно. "Нам надо жить и развивать экономику, так что условие ввода ТКГП в строй только в 2004 году не отвечает интересам Туркменистана, который уже сегодня имеет значительный экспортный потенциал", – заявил С.Ниязов. При этом он призвал участников встречи довести по​зицию Туркменистана до глав государств, участвующих в ТКГП, отметив необходимость разработки кардинальных мер по скорейшему развитию проекта, подчеркнув при этом, что предложения по ускорению процесса должны быть представлены к 20 марта. Туркменский лидер также сообщил, что в ходе намеченного на 28-29 марта офици​ального визита в Ашхабад С.Демиреля обсудит с ним конкретные детали ТКГП, поскольку именно к этому времени будет готов проект рамочного четырехстороннего межгосударственного соглашения и другие документы по ТКГП.
 
Необходимо подчеркнуть, что 24 февраля 2000 года, а также в течение нескольких последующих дней по всем каналам туркменского телевидения было неоднократно повторено выступление С.Ниязова на выше упомянутой встрече. Для понимания ее атмосферы, а также внешнего эффекта, который произвел данный "репортаж", приводим неофициальный перевод основной части выступления туркменского президента:
 
"С.Ниязов: Мы против политизации этого вопроса. Это экономический вопрос и здесь политику мы не примешиваем и не хотим. Тут должны быть соблюдены национальные интересы всех государств, кто имеет отношение к ТКГП. И он таковым будет. Вам представляю слово.
 
М.Балкан проинформировал С.Ниязова о том, что прибыл в Ашхабад по специальному поручению президента Турции С.Демиреля и передал туркменскому лидеру письменное послание главы Турции. От имени руководства Турции М.Балкан заверил С.Ниязова о приверженности Анкары скорейшей реализа​ции Транскаспийского газопроводного проекта, который откроет энергетиче​ский коридор между двумя странами и позволит Турции осуществлять за​купки туркменского газа.
 
Посол Д.Вулф передал С.Ниязову обещания американского правитель​ства относительно максимального содействия развитию ТКГП, выразив убе​жденность в том, что его реализация имеет стратегическое значение для по​ступательного экономического развития как стран, участвующих в проекте, так и региона в целом.
 
С.Ниязов: Самое главное, чтобы искренним быть и честно решать во​просы. У нас нет политизации. Мы заинтересованы в ТКГП, но не в том плане, о чем вы думаете. Я единственно хочу сказать, мы и в прошлый раз говорили, и сейчас вы будете говорить о газопроводе, а потом опять сошле​тесь, что частные компании решают, и это не ваш вопрос. Давайте определимся. Вы с моими заместителями говорили о технических преимуществах, там 16 млрд., 30 млрд. Это вопрос экспертов. И если вы это беретесь дискутировать, говорите ваше мнение. Я просто хотел сказать, насколько вы потом в состоянии будете нести от​ветственность? Мы сейчас с вами будем вести переговоры по трубопроводу. С ваших уст звучит все время - 16, и из них 50% азербайджанский газ. И вы там, на Кавказе находясь, все время на это какие-то заявления делаете, ведете эти разговоры. Мы не возражаем. Но у нас есть свои убеждения по вопросу наших национальных экономических интересов. И не надо нас ни в чем, ни обвинять, ни убеждать. А вот какова ваша позиция – как хотите. Вот это мы хотим узнать. Пожалуйста. Я еще раз хочу спросить вас. Я его (Клинтона) позицию знаю. Г-ну Клинтону я еще раз напишу письмо после нашего разговора, бо​лее подробно. Он полностью, видимо, не владеет, не информируется, все вопросы, которые мы здесь решаем, я просто хочу, чтобы вы знали: мы более под​робно проинформируем вашу сторону, и, я думаю, что вы согласитесь с этим.
 
Вы хотите Демиреля слушать, очень хорошо. И я жду, 28 – 29 марта его визит, позавчера еще разговаривали. Будем вести разговор. Друг друга мы понимаем, поэтому записку я сделаю, в отношении газопровода.
 
Вы уже 7-ой раз нас агитируете, что это национальную независимость укрепляет, это важно. Мы это все и так знаем, это в наших интересах. Давайте кон​кретно, какие у вас новые предложения, по сравнению с теми, есть. Первона​чальное соглашение было, и мы от него не отходим. Вот это интересы наши учитывает. Была наша договоренность и в Вашингтоне и здесь, поэтому мы от нее отходим или нет? Давайте так действовать: есть ТКГП первоначаль​ный. Есть у нас договоренность. И вот эта договоренность будет выпол​няться, в ней интересы Туркменистана. Вот про эту позицию вы и скажите. А что вы меня агитируете: Алиев сказал, Шеварднадзе сказал? Эти страны – страны транзитные. Я вам с первого дня говорил: я с ними подпишу соглашение. Вы давайте договоримся об этих 30 млрд.кубов. Вы же их подключили ко всем дискус​сиям. Вы там политизируете. Поэтому вопрос и затянут – потому что вы его совсем поли​тизировали. Какое имеет отношение Грузия к рассмотрению ТКГП? Это транзитная территория, за которую платят деньги, и газопровод по ней проходит. Вы же в ходе поездок туда, переговоров, заявлений, интервью, репортажей полностью этот вопрос политизировали.
 
Я 15 лет продаю газ, будучи руководителем Туркменистана. Я знаю, как это делается. Что касается Азербайджана, я сказал вам, я договорюсь с Алиевым сам, сколько газа он возьмет, но чтобы сбить нас, вы начинаете с того, что пропускная способность первоначально будет 16 млрд. Это фантастическое ваше предложение, о котором и речи никогда не было. До этого разговора не было, до вас работал Морнингстар. И Алиев не ставил вопрос. Последний разговор, когда я сказал Алиеву: хорошо. До 5 млрд. вашего газа в 30 млрд. мощности. Вы начали политизировать, политические условия начали ставить, шантажировать нас стали. Это вообще несерьезно даже. Поэтому, если вы хотите нам доказать, что мы поровну с Азербайджаном, мы этого не будем делать. Я этого больше не хочу вам говорить, продолжать дискуссию. Это наша твер​дая позиция. Никогда мы на это не пойдем, и экономически мы там теряем, через 8 лет начнем прибыль получать, мы не политизируем, мы исходим из национальных интересов.
 
Ну, мы же ясно говорили: нам не выгодно 16 млрд. пропускной способности. Понимаете, что мы же это в 3 млрд. долларов оцениваем стоимость проекта, мы потом деньги возвращать не сможем, и прибыль получать. Ну, около 3-х там, до 3-х он доходит у вас уже.
 
Мы очень любим Турцию и хотим дать газ им с таким условием, чтобы ничего не затя​гивать. Вы же затягиваете его умышленно. Именно вы.
 
Мы согласны – делайте, сами стройте за свой счет ТКГ, а мы на границе в Каспии вам дадим 16 млрд.. Но тогда мы не будем участвовать, ни в консорциуме, ни в ваших других проектах. Мы соглашение с вами подписали. На нашей границе в середине Каспия 16 млрд. на 20 лет, пожалуйста. Мы и на это идем – сами свой участок построим за свой счет. Это несет нам убытки, но мы пойдем на это. Это надо за​помнить, я и в тот раз об этом говорил. Транзитные территории никакого отношения не имеют к газопроводу. Вы в начале сказали о каких –то равных выгодах трех стран, четырех стран. Никогда не может равной выгоды быть. Мы тран​зит платим и они получают за это деньги, за то, что разрешили провести трубу через их территорию. Если вы политически хотите азербайджанский газ, пожалуйста, стройте с ними трубу. Нет, мы на это не обидимся. Так что ж вы от нас хотите? "Бо​таш" прекрасную работу провела, с Турцией контракт подписали на 30 млрд. 14 млрд. – это наша забота, где разместить. Вот у меня есть фирма "Золотой век" Ахмета Чалыка. Он размещать будет оставшиеся 14 млрд куб.м.. Пусть ваша голова на счет этого не болит. А как же тогда он азербайджанские 16 млрд. берет? Я не могу понять вас. Поэтому я разговор конкретный веду. Позиция наша жесткая. Мы ува​жаем Америку, готовы сотрудничать, давайте исходить из тех договоренно​стей, которые были достигнуты ранее. Но, даже не согласовав с нами, менять вам и говорить о 50на 50% доступа к трубе с Азербай​джаном, мы вам, конечно, не разрешим. Вы уже стали предлагать этот про​ект 50х50, мы даже его не видели.
 
Посол Д.Вулф: Я никогда не говорил 50х50.
 
С.Ниязов : И в прошлый раз говорили и этот раз хотите. Протокол вон записывают. Хотите текст вам дадим.
 
Посол Д.Вулф: Мы никогда не выступали за 50х50.
 
С.Ниязов О чем тогда идет речь?
 
Посол Д.Вулф: Мы говорим о проекте, на базе которого вы имеете соглашение с Тур​цией о продаже 16 млрд. Я в действительности сказал то, что на базе соглашения о продажи 16 млрд. куб м. невозможно осуществить прокачку 30 млрд.
 
С.Ниязов: Хорошо дадим время, они сейчас прорабатывают соглашение по поводу 30 млрд.. Мы проработаем с турецкими и другими сопредельными странами. Размещение газа берем на себя – те оставшиеся, не законтрактованные на сегодня 14 млрд. куб.м. И можем в течение ме​сяца дать проект вам, контракт, соглашение об этих общих 30 млрд. Если вас это бес​покоит. Что вам еще надо? Нам 16 млрд. невыгодно. Мы не можем в убыток себе идти на 16 млрд. Это запомните, мы не пойдем никогда. И не уговаривайте нас даже. Это наша твердая позиция. Все.
 
Посол Д.Вулф: Все дело в том, что, если вы хотите пропускать больше объем газа, не​жели согласовано, то тогда нужно договариваться об иных объемах трубы.
 
С.Ниязов: Первоначально договоренность была о 30 млрд., не надо ни о какой иной трубе гово​рить. И Смиту я говорил это, четко, никто тогда не возражал. Что вы тут устраиваете? Что вы тут объясняете? Я никогда не говорил о 16, речь всегда шла 30 млрд. Вы сейчас это второй раз поднимаете, меня опровергаете.
 
Посол Д.Вулф: Вы хотите, чтобы быстро получить возврат затрат. , но для этого нужно, чтобы изначально достичь полной загрузки трубы, чтобы она была заполнена сразу.
 
С.Ниязов: Я вот о чем говорю: в самом начале разговор шел о полном заполнении. Я и в начале говорил, что 16 млрд. не выгодно нам. Вы очень хорошо знаете. Что ваши кредиты около 3-х млрд. надо возвращать. О какой выгоде мо​жем речь вести? Мы на 8-ой год только что-то получим. Нам вообще это не вы​годно. Неужели вы не поймете, что я говорю? Вон эксперты сидят, считают же. И ваши сидели. Так о чем тогда договариваться, если вы ущем​ляете наши экономические национальные интересы? Я не хочу в соглашении иметь предварительно не договоренные пункты. Надо конкретно, все на полочки поставить. Инсинуации? Азербайджанский газ должен получить доступ? Хорошо, дайте им квоту в 5 млрд., я тогда еще говорил, а 25 млрд. должны быть наши. Я говорил это, давайте соглашение по Азербайджану. Но вы там их подстрекаете, хотя Азербайджан с нами полностью согласен. Так и появилось разногласие между Туркменистаном и Азербайджаном. До вас этого не было. Морнингстар прекрасно ездил. Я с Алиевым несколько раз по теле​фону говорил. Вы же начали какие-то чернушные переговоры. Мы уже это испытали. Вот послушайте меня. Мы точно такое уже испытали, когда хотели в Пакистан идти с газопроводом. "Юнокал" поработал, потянул, потянул, потом бросил. Сейчас такая же картина. С Демирелем мы подписали в 1993-1994 годах поставки газа через Иран. Тоже вы поддержали. Я был в Америке и встречался там со многими, но те тоже бросили нас потом. Теперь и вы тяните, а через год нас опять бросите. А страдать будет Турция. Она на 7% всего лишь обеспечена газом. А вы тут о каких-то 16-ти млрд. говорите. 7% обеспеченности! А они же говорят о потребности в 2010 г. в 40-50 млрд. Им надо не только электростанцию, но и население газом обеспечивать. Поэтому туда от нас не 16-ти миллиардный, а 30 миллиардный нужен. Вас беспокоит, что лишний газ будет, да пусть вас это не беспокоит! Иногда тридцатимиллиардный газопровод окупается в два раза быстрее, чем шестнадцатимиллиардный. Вы просто неправильно понимаете. Здесь больше политики. Я еще раз говорю, вот наша позиция: 30 млрд. – и мы готовы вместе работать. Если всего 16 млрд. будет пропускная способность, то мы готовы вам на нашей границе продавать, но стройте сами. Соглашение подпишем о продаже 16 млрд. в установленные сроки. Если 16 млрд, то мы должны по своей территории 1100 км, еше с морем 150 км трубу проложить. Платить за эту трубу кто будет? Вы? Никогда. Вы просто сейчас говорите некомпетентно. Территория, через нашу, по которой проходит труба, от Шатлыка до середины Каспия, кто будет за ее платить? Будете вы платить, кредит давать. Но вы же сразу возврат требуете. Так что же вы хотите от нас? Чтобы мы 8 лет расплачивались за эту трубу, которую надо через нас построить ради 16 млрд.? Г-н Вульф, я вас просто не понимаю. Что вы мне доказываете? Мы очень уважаем вас, вашу позицию, но нельзя же нас в угол загонять, как будто мы совсем уже не знаем ничего. Вы нам говорите о преимуществах 16 млрд. А эта часть трубы не сидит в консорциуме. Вы посмотрите проект. Поэтому я еще раз говорю нашу позицию, чтобы вы знали, я не хочу тут дискутировать. С Азербайджаном мы будем говорить. Я не хочу, чтобы вы от имени Азербайджана с нами говорили. И от нашего имени тоже не надо го​ворить. Мы поговорим сами с ними и договоримся. Какой объем, мы сами согла​суем. Зачем вы влезли и нас запутали? А я вам сказал: давайте мы здесь до​говоримся, я с Алиевым и с Шеварднадзе подпишу все документы. Я с ними тоже говорил. Вопрос-то вы ставите. Что-то, вы с соседями темните, видимо, у вас цели какие-то.
 
Посол Д.Вулф: Я говорю о проекте, который должен работать.
 
С.Ниязов: Работает, но, если вы так будете делать, никогда он не заработает. Вы не думайте, что мы пойдем на 16 млрд. Мы не можем в убыток себе работать. Они же вам сказали, объяснили. Это вы сейчас говорите. Давайте документ подпишем, доля Азербайджана – 5 , и все. Но, не так как вы крутите.
 
Давайте документ, пусть компания работает, конкретно, с учетом пер​воначальных договоренностей. И не надо на нас валить срыв ТКГП, валить на Туркменистан. Это очень несерьезно. Я бы на вас свалил лично. Я буду очень рад, если Азербайджан найдет газ и продаст Тур​ции. Нашему газу есть покупатели. Мы не туда, так в другое направление выйдем. Мы в этом убеждены. Вы пришли и посеяли эти семена недоверия. Я хочу сказать, что мы без вас могли договориться, что Турция могла туркменский газ получить еще в 93-94 году в объеме до 50 млрд. Но политические вопросы были. Через Иран не идти, Кавказ пылал в огне, в Абхазии в других местах. Наше руководство подписало, и Эрбакан подписал с Ираном о закупке 20 млрд. газа. Только иранцы сказали: мы у вас закупим и прода​дим. Я говорю, ну мы это посмотрим, как дальше. Мы пошли, потому что нам жить надо было, нас блокировали. Россия продает в 12 стран этот газ, но только вы получаете по цене в 2 раза больше. У меня список есть, куда продают. Мы с братом Демирелем шесть раз подписывали соглашение о покупке туркменского газа. Сейчас опять все разваливается, разногласия, позиция Азербайджана, которую отстаивает только г-н Вульф. Никто у нас с Азербайджаном не ставил так этот вопрос, я вам честно говорю. Думаю, тут происходит сознательное затягивание, невыполнение условий предварительных договоренностей. Видимо интересы есть политические. Но нам-то надо газ продавать и вам надо газ, нам надо продать, вам купить, будем искать все пути.
 
В 2002 году мы продадим вам газ или нет. Ни одна компания не может сказать. Вот сейчас опять только дискуссии. Нам надо жить, экономически развиваться. А до 2004 г. – это еще 5 лет. Поэтому конечно мы начали переговоры вести с Россией. По инициативе России будем вести переговоры. Если бы мы решили все вопросы по догово​ренности в декабре, как вы и обещали, тогда мы в декабре могли бы по-дру​гому смотреть. Хорошо, что мы тогда с Россией договорились о продаже 20 млрд. газа в Россию. Это нам все-таки позволило сформировать государственный бюджет. Мы надеяться уже не могли на вас. Мы ведем переговоры с Россией, был здесь Вяхирев. Уже 6 марта на​чинаются экспертные переговоры с Россией по закупке 50 млрд. газа. Я здесь не буду ждать, когда решиться этот газопровод. Что мы должны втемную работать? А втемную никто не живет и не работает. Тем более этот газопровод и поставки газа в Россию – из разных источников добычи. Так что договоритесь, эксперты работают, до 25 марта дадут предло​жения. Я тот раз говорил, вы не поверили, что я с Россией начинаю перего​воры. Вы ухмыльнулись, г- Вульф. Вы тогда сказали, продавайте куда хо​тите. Вы помните, наверное, ваши слова. Я никогда не вру. Я вам честно от​крыто говорю - мы начали переговоры. Э.Смитт дал свои предложения с учетом договоренностей до 20-22 марта, чтобы продлить полномочия консорциума, мы должны полу​чить окончательные предложения. Об этом договорились. Америка очень любит четкость и исполнительность, мы подражаем вашему стилю. А Турции мы свой-то газ отда​дим. Но они его получат либо через Россию и намного дороже, либо через Транскаспий, либо через Иран. Но мы доставим вам газ. Потому что знаем, в чем ваши потребности. Поэтому здесь никаких политических мотивов нет, кроме национальных интересов наших народов.
 
Выйдем мы на Европу. Конечно, время теряем. Вы моему брату Демирелю передайте, что мы полностью все понимаем. Во время визита его 28-29 марта мы еще раз продолжим. К этому надо подготовиться экспертам.. Где там невыгодно, экономически ущемляются наши интересы, не надо нас уго​варивать, убеждать. Я вам скажу, вот Туркменистан, я готов с Турцией под​писать.
 
Вот, если вы в Каспийском море на стыке у нас готовы покупать, а дальше Азербайджан, все, это вы определяйте. Это я вам легкий вариант го​ворю. Любое количество газа мы вам на границе продадим по доступной цене. А дальше вы сами решайте. Вот у нас консорциум. 1400 км трубу мы должны сделать по нашей территории. Мы ее сами сделаем. Она будет рассчитана на 50 млрд. Она с Мары идет. Это другое автономное месторождение. А в Россию пойдет из месторождения Давлетабад. Это совсем другое месторождение. Иран получает у нас с этого месторождения. И мы сейчас опять открыли газ здесь. 12 млрд. в год по этой трубе будем продавать, обеспечивать в Иран. У Ирана есть труба, вот сюда до вас через Теб​риз. Они хотят покупать от нас. И сюда не идем. И это закрыто, и это закрыто. Афганистан, Пакистан закрыто. На любое Турция была согласна. Брату Демирелю скажите. Если консорциум без нас свою часть сделает, мы свою часть сами сде​лаем. Так мы быстро, наверное, определимся. Чтобы не тянуть. Запутывать нельзя. Мы готовы Транскаспийский вместе делать, но надо выполнить обязательства. Сегодня у вас условия не позволяют, завтра – у нас. Давайте пусть компания работает, 20 марта – приглашение на обсуждение. Поэтому давайте так решим, единственный вариант: пусть дадут окончательные пред​ложения, и четко надо их обговорить. Что реально и не надо поли​тизировать. Мы без политики, мы экономически решать должны. Мы не хотим втемную работать. Я еще раз говорю: вслепую мы не пойдем. Есть – нет у Азербайджана газ, это нас не касается.
 
Посол Д.Вулф: Мы от вас получили очень важный сигнал" (конец репортажа).
 
Таким образом, становится понятным, что после данной "беседы", неоднократно повторенной по туркменскому телевидению, специальный советник президента и государственного секретаря США покинул Туркменистан и больше в нем не появлялся. Однако 28 февраля 2000 года в Стамбуле им была организована пресс-конференция, в ходе которой он заявил, что на переговорах по поводу нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и Транскаспийского газопровода, был достигнут значительный прогресс. Ниже цитата из его специального заявления: "Я много читал о нашем визите с послом Митхат Балканом в Ашхабад и видел по теле​видению часть материалов в связи с ним. Поэтому мне хотелось бы осветить ряд аспектов. То, что сообщалось по телевидению и в сообще​ниях телеграфных агентств, отражало только часть происходившего на встрече. Да, наши дискус​сии были энергичными, да, президент Ниязов поднимал различные вопросы и высказывал ряд опасений. Кроме того, по-видимому, он получает в значительной мере неполную и/или неточную ин​фор​мацию о турецкой и американской политике в отношении ТКГП. Вопреки со​общениям средств массовой информации встреча привела к конструктив​ным результатам. На самом деле активность призывов президента Ниязова к уско​рению реализации проекта ТКГП наряду с рядом конструктивных ре​коменда​ций, которые он дал, лишний раз подчеркивают его сильное жела​ние как можно скорее добиться успешного строительства Транскаспийского га​зопровода". В данном заявлении содержался весьма важный посыл, который, несмотря на желание Д.Вулфа, впоследствии не оправдался. А именно (вновь цитата): "Турецкие официальные лица дали ясно понять Президенту Ниязову о том, что Турция намерена покупать туркменский газ только через ТКГП". Из данного заявления следовало, что США возлагают большие надежды на намеченный на конец марта визит в Ашхабад президента Турции С.Демиреля.
 
Накануне визита, а именно, 20 марта 2000 года "Shell" и "PSG" представили С.Ниязову "окончательное и улучшенное предложение" по ТКГП, срочно увеличив пропускную способность трубы, которая должна была бы пересечь Каспий, с 16 до 30 млрд. м3 в год. О сути иных моментов "окончательного и улучшенного" предложения будет подробно сказано ниже. Сейчас же лишь обратим внимание на то, что туркменский президент вновь заявил, что связавшись с ТКГП, он пошел на большие политические риски во взаимоотношениях с Россией, а его обманули, и теперь лишь благодаря тому, что Россия покупает в текущем году 20 млрд. куб.м. газа, можно будет наполнить бюджет. На что было заявлено, что ему не следует беспокоиться о гарантиях безопасности, так как "….. Турция естественно придет на помощь при возникновении какой-либо проблемы, будь то строительство, эксплуатация или безопасность газопровода. Как Вы знаете, страны Спонсоров и Турция являются членами Североатлантического военного блока НАТО, что само по себе гарантирует безопасность энергети​ческих коридоров и вложенных в них инвестиций".
 
При этом необходимо отметить, что сам стиль направляемых посылов в адрес С.Ниязова, все в большей степени походил на ультимативный. В частности, в тот период аргумент о том, что "… каждый день задержки в реализации Про​екта усложняет задачу по началу поставок туркменского газа в Турцию к концу 2002 года и фактически делает эту задачу менее вероятной для осуще​ствления. Результатом неспособности поставить на турецкий рынок к концу 2002 года может явиться потеря этого рынка для туркменского газа, по край​ней мере, на одно десятилетие" занял одно из ключевых мест. То есть, это лишний раз подтверждает, что ТКГП рассматривался в первую очередь как конкурент "Голубому потоку", а интересы Туркменистана в данном "проекте века" имели для "спонсоров" второстепенное значение.
 
Параллельно с этим американская сторона усилила свое давление на С.Ниязова, пытаясь традиционно сочетать "кнут и пряник". В качестве "пряника", США пообещали выделить через ЭКСИМБАНК 500 млн. долларов на сельскохозяйственные кредиты (в основном под закупку американских зерноуборочных и хлопкоуборочных комбайнов) и первый транш предоставить уже в 2000 году.
 
При этом Спонсоры проекта (SHELL и PSG) проекта продолжали настаивать на том, что С.Ниязову представлен именно "окончательное и улучшенное" предложение. В чем же это заключалось? В следующем:
 
- Спонсоры ("Shell" и "PSG") приняли решение о предоставлении всего финансирования, необходимого для разработки и строительства Проекта. Это означает, что Спонсоры самостоятельно берут на себя весь связанный с финансированием риск, тем самым устраняя в настоящее время необходимость вовлечения финансов, предоставляемых третьими сторонами;
 
- Решение Спонсоров профинансировать Проект самостоятельно означает, что Проект будет готов к поставкам первого туркменского газа в Турцию согласно первоначальным срокам к концу 2002 года, при условии, что все другие участники будут выполнять свои обязательства своевременно. Строительство проекта начнется после формирования финансирования, запланированного на вторую половину 2000 года, в соответствии с договором по твердой цене под ключ при обычных гарантиях;
 
- Спонсоры приняли решение снизить минимальную реальную норму прибыли на капиталовложение Проекта до 15.2%, которая может изменяться в сторону увеличения при определенных обстоятельствах, но в любом случае не превысит реальную прибыль на капиталовложение на уровне 25%. Но Спонсоры не смогут принять участие в Проекте, если прибыль не будет в этих пределах;
 
- Проектная пропускная способность разработана в целях покрытия общего потенциального спроса на транспортировку газа в объеме 30 миллиардов кубометров в год до турецко-грузинской границы. Это включает газ из Азербайджана, который будет поставляться на основе договора о купле-продаже газа, который, как ожидается, будет заключен в будущем. Базовый вариант проекта даст возможность на транспортировку 16 миллиардов кубических метров газа, в соответствии с тем, как предусмотрено в Соглашении о купле-продаже газа, заключенного между Правительством Туркменистана и "BOTAŞ", а также первоначальных азербайджанских объемов. После этого Проект будет расширен до дополнительной пропускной способности 30 млрд. м3 газа в год, после того, как упомянутый объем будет подкреплен дополнительными соглашениями о купле-продаже природного газа;
 
- От правительства Туркменистана не будет требоваться предоставления прямых государственных гарантий финансирования. Тем не менее, правительству Туркменистана будет необходимо взять на себя определенные обязательства касательно финансирования Проекта, такие как структура оффшорных платежей и счетов, а также залоговый пакет. Кроме того, от правительства Туркменистана потребуется предоставление гарантий выполнения обязательств касательно поставок газа в трубопровод;
 
- Спонсоры сделали значительные проработки в этом вопросе, и с сожалением сделали вывод, что ни они, ни третьи стороны не будут в состоянии обеспечить предоставление предварительного финансирования (С.Ниязов настаивал на том, чтобы правительство США выделило 200 млн. долларов в качестве предварительного финансирования (в качестве своеобразного залога, который, по мнению С.Ниязова, подтверждал бы "серьезность намерений" - прим. Авт). Тем не менее, решение Спонсоров самостоятельно профинансировать проект, и, таким образом, завершить его в пределах графика, отвечающего ожиданиям правительства Туркменистана, означает, что Туркменистан будет получать доходы, начиная уже с момента первых поставок газа в конце 2002 года;
 
При этом цена на газ была привязана по определенной формуле к цене на нефть. Расчеты производились с учетом прогноза цен на нефть в 2003 году в размерах 14, 17,5 и 25 долларов за баррель. За базовую цену была взята предполагаемая долгосрочная цена 17,5 долларов США за баррель. При среднем показателе (17,5$) стоимость туркменского газа оценивалась в 27 долларов США за 1 тысячу м3 на "устье скважины" (нетбэк - чистый доход продавца за вычетом транспортных и экспортных затрат), 53 $ на границе Туркменистана, и 78$ на грузино-турецкой границе.
 
Туркменская сторона еще не успела приступить к подробному изучению "окончательного и улучшенного" предложения, как 21 марта 2000 года в Конгрессе США состоялись слушания о "Состоянии демократизации и соблюдении прав человека в Туркменистане", которые до этого неоднократно переносились. В ходе слушаний негативной оценке был подвергнут факт избрания C.Ниязова пожизненным президентом, несмотря на то, что ранее американцы сдер​жанно выказывали собственные оценки данному факту. Материал содержал резкую, откровенно негативную оценку внутренней политики С.Ниязова, а также изобиловал эпитетами типа "тиран". В слушаниях принял участие А.Кулиев, лидер (на тот период) туркменской оппозиции в изгнании. Нетрудно догадаться о реакции С.Ниязова.
 
28-29.03.00 состоялся официальный визит в Ашхабад президента Турции С.Демиреля. Турецкий президент подтвердил интерес Турции к ТКГП и ее готовность ежегодно покупать (и оплачивать) туркменский газ через TKGP в объеме 16 млрд. куб. м. А также возможность увеличения покупаемого объема туркменского газа до 30 млрд. куб. м. по мере увеличения рыночного спроса на него в Турции. Но надежда американцев (в лице Дж.Вулфа, по крайней мере) на то, что он займет жесткую позицию ("Турция готова покупать туркменский газ исключительно по ТКГП") не оправдалась. Это объ​ясняется тем, что интересы Турции в Туркменистане не ограничиваются одним лишь Транскаспийским проектом, и в ходе переговоров обсуждался широкий спектр направлений (менее глобальных, но более реальных) экономического сотрудничества (капитальное строитель​ство, текстильная промышленность, транспорт, связь, электроэнергетика, в том числе поставки относительно дешевой туркменкой электроэнергии в Турцию и другое). Переговоры прошли в традиционной атмосфере добро​желательности, свойственной официальным турецко-туркменским отноше​ниям. Но в ходе посещения двумя президентами нового текстильного комплекса, который был построен турецко-японским консорциумом и сдан в эксплуатацию в феврале 2000 года, С.Ниязов заявил, что Туркменистан не нуждается в кредитах американского "Ex-Im Bank" по причине "высоких процентных ставок".
 
К началу апреля 2000 года туркменская сторона никак официально не отреагировала на "окончательное и улучшенное" предложение, а спонсоры проекта продолжали ставить ультиматумы и настаивать на том, что если к 30 апреля 2000 года они не получат от туркменской стороны официального одобрения, то все работы по развитию Проекта будут прерваны. Реакции также не последовало.
 
02.05.00 глава Туркменистана принял советника департамента торговли США по вопросам международной коммерции и инвестициям Яна Калицки, уполномоченного в администрации Президента США по вопросам развития сотрудничества в энергетике и торговле с государствами СНГ. Во встрече принял участие посол США в Туркменистане Стивен Манн. Состоялся обмен мнениями по ряду аспектов дальнейшего разви​тия проекта Транскаспийского газопровода, вариантов разработки его финансового механизма и привлечения инвестиций. Ян Калицки проинформировал С.Ниязова о предпри​нимаемых госдепартаментом США шагах в этом направлении, подтвердил неизменную позицию американской администрации по всемерной поддержке проекта транспорти​ровки туркменского газа через Каспий на рынок Турции. Из заявления С.Ниязова: "Никто не может отрицать высокую экономическую целесообразность проекта Транскаспийского газопровода для Туркменистана. Этот фактор был и остается решающим в разработке стратегии реализации проекта, и сегодня необходимо скорректировать его дальнейшее развитие с учетом требований национальных интересов Туркменистана. От своих партнеров по ТКГП Туркменистан ждет выполнения ранее достигнутых догово​ренностей и новых конструктивных предложений".
 
18 сентября 2000 г. в газете "Нейтральный Туркменистан" было опубликовано объяв​ление о ликвидации представительства "PSG" в Ашхабаде и необходимости проведения взаиморасчетов в месячный срок. Управление ТКГП-проектом формально перешло к представительству "Shell". Однако дальнейший ход событий уже не отличался столь повышенной интенсивностью и содержательностью переговоров по ТКГП. Было очевидно, что Туркменистан, официально не отказываясь от идеи ТКГП, был разочарован реальным содержанием сотрудничества с США и транснациональными корпорациями.
 
К тому времени вновь обострились азербайджано-туркменские противоречия, одним из наглядных штрихов которых может служить прошедшие 27-29 июля 2001г. в Ашхабаде межправительственные туркмено-азербайджанские переговоры по вопросам задолженности Азербайджана за поставленный в 1993-1994 годах туркмен​ский природный газ и расчетов между Центральным банком Туркменистана и Национальным банком Азербайджана. Азербайджанскую делегацию возглавлял первый заместитель премьер-министра республики Аббас Аббасов. Отдельной темой переговоров были спорные месторождения на Каспии. При обсужде​нии проблем использования углеводородных ресурсов этого региона туркмен​ская сторона потребовала от азербайджанской стороны прекратить все работы на спорных месторождениях "Осман" ("Чираг"), "Хазар" ("Азери") и "Алтын Асыр" ("Шарг") и заявила, что будет использовать все ле​гитимные средства для защиты своих интересов, включая международное ар​битражное разбирательство. По словам министра нефтегазовой промышленности и ресурсов К.Назарова, Азербайджан незаконно, вопреки существующей картографической и правовой базе, проводит работы на спорных территориях. Туркменской стороной было подтверждена позиция, заключающаяся в том, что до выработки пра​вового статуса Каспия не основе консенсуса всех пяти прикаспийских стран, стороны не должны предпринимать каких-либо односторонних действий, ущемляющих интересы других прибрежных государств, и готовность к обсуждению всего комплекса каспийских проблем, как в рамках двусторонних консультаций, так и многосторонних согласований. СМИ Туркменистана, освещая данные переговоры, утверждали, что в неофици​альном формате А.Аббасов признал как правомерность предъявляемых требо​ваний по долгам Азербайджана, так и обоснованность требований туркменской стороны по спорным месторождениям, подчеркнув при этом, что месторожде​ние "Сердар" ("Кяпаз"), в частности, вообще не является спорным участком, поскольку од​нозначно принадлежит Туркмении. В то же время азер​байджанские информационные агентства опубликовали интервью с Абба​совым, в котором он высказывает диаметрально противоположные мнения. В этой связи в Ашхабаде посчитали, что "двойственность позиции Азербайджана, лишенная какой-либо логики, носит деструктивный характер и не может способствовать нормальному развитию диалога между двумя странами".
 
В итоге к осени 2001 года для туркменской стороны стало очевидно, что в течение нескольких лет западные партнеры Туркменистана, попросту, что называется "водили за нос" его высшее политическое руководство, подспудно добиваясь эксклюзивного доступа к богатейшим туркменским месторождениям природного газа, расположенным на суше. В итоге, хоть и с запозданием, но данный не афишируемый замысел был разоблачен. Тем не менее, время на иллюзии было потрачено много и впустую, узел региональных противоречий еще более затянут, двусторонние отношения с Азербайджаном, Ираном и Россией подвергнуты серьезным испытаниям, напрямую повлиявшим на уровень взаимного доверия. Почувствовав себя обманутым, С.Ниязов, вплоть до своей кончины боялся быть обманутым вновь.
 
В дальнейшем, вплоть до заключения "Соглашения между Россией и Туркменистаном о сотрудничестве в газовой отрасли" от 10.04.2003 на политическом уровне предпринимались неоднократные попытки реанимировать ТКГП-проект. Однако на уровне его практического воплощения каких-либо реальных действий не произошло – с повестки дня данный проект снят не был, но с туркменской стороны былого оптимизма в отношении данного проекта не просматривалось.
 
На этом, пожалуй, и стоило закончить повествование о "несбывшейся надежде". Так бы и было, если бы вновь проект Транскаспийского газопровода вновь не был эксгумирован в 2011 году. В итоге, мы вновь слышим о том, что "Транскаспийский трубопровод остается важным для дальнейшего развития "Южного газового коридора"", "Ашхабад готов поставлять в ЕС по 30 млрд. кубометров газа ежегодно" … и прочее. В сентябре 2011 года автору уже доводилось выступать по этому поводу (http://www.regnum.ru/news/1446580.html ) . Не хочется повторяться, но все же зададимся вопросом - насколько сильно изменилась ситуация сегодняшнего дня по сравнению с 2000 годом через призму перспектив реализации ТКГП? На наш взгляд, изменения значительные, но ….. не в пользу данного проекта. Фактически, все изменения перечислить и разобрать каждое можно, но не имеет смысла в рамках одной статьи. Тем не менее, обратим внимание на некоторые нюансы. Например, рассмотрим желание Туркменистана экспортировать через Транскаспийский газопровод 30 млрд. м3 ежегодно. Как было сказано выше, данное желание, было, есть и будет постоянным – фактически это единственная константа в данном проекте!
 
В 1999 году Туркменистан планировал поставлять 16 млрд. м3 ежегодно в Турцию, и еще 14 млрд. м3 транзитом через Турцию в Европу. Как было сказано выше, 28 января 1999 года турецкая компания "BOTAŞ" провела презентацию материалов, отражающих перспективность рынка этой страны для туркменского газа. По представленным данным внутреннее потребление природного газа в Турции к 2020 году должно вырасти до 85 млрд. куб. м. в год, а к 2010 году превысить 50 млрд. куб. м. По факту: в 2010 году Турция потребила около 39 млрд. м3 природного газа. При этом по действующим (!) на 2010 год газопроводам, по действующим (!) контрактам в Турцию были готовы поставить:
 
Россия (по Балканскому газопроводу и "Голубому потоку") – 30 млрд. м3 ;
 
Иран – 10 млрд. м3;
 
- Азербайджан – 6,6 млрд. м3 ; (в 2010 году реально поставил 4,5 млрд. м3);
 
- Алжир и Нигерия (сжиженный газ в эквиваленте) – 16 млрд. м3.
 
То есть к 2010 году Турция "перезаконтравалась" более чем в 2 раза! Было ли в 2010 году место на турецком рынке для 16 млрд. м3 туркменского газа? Безусловно, было – судя по вышеупомянутому соглашению о купле-продаже, подписанному 21 мая 1999 года в Ашхабаде. Реально смог бы Азербайджан в 2010 году продать в Турцию свои фактические 4,5 млрд. м3? Возможно, смог бы, но через конфликт интересов. Так вот нужен ли был Азербайджану в 2010 году действующий ТКГП? Думаем, что нет. Понимал ли Азербайджан в 1999 году, что ему и в 2010 году не нужен будет действующий ТКГП? Думаем, что понимал. Понимал ли в 1998 году С.Ниязов, что его "водят за нос"? Автор уверен, что туркменский президент понял это окончательно осенью 1999 года.
 
Вернемся к сегодняшнему дню. Сегодняшний нижний прогноз внутреннего потребления газа на турецком рынке на 2020 год – 45 млрд. м3 , при этом – до 2020 года законтрактовано 58 млрд. м3. Верхний – не более 60 млрд. м3 (даже с учетом бурного развития, и электроэнергетики (51% потребления природного газа на 2011 год), и бурного расцвета коммунально-бытового сектора (34% - соответственно). К этому еще нужно прибавить, что Азербайджан в рамках второй стадии разработки Шах Дениза будет поставлять на внутренний рынок Турции 6 млрд. м3, а 10 млрд. м3 экспортировать через Турцию в Европу. При этом сегодня суммарная мощность импортной газовой инфраструктуры, "подведенной" к Турции на данный момент составляет 62 млрд. м3. К 2020 году, в том числе, за счет расширения Южнокавказского газопровода – превысит 72 млрд. м3. Есть ли место в данной пропускной способности для туркменского газа? Возможно, есть. Но на каких условиях? Нужен ли Азербайджану к 2020 году отдельный "туркменский" газопровод, участок которого пройдет через территорию Азербайджана? Сомневаюсь. И повторюсь (см. тот же материал http://www.regnum.ru/news/1446580.html ): 14 ноября 2007 года на заседании правительства Азербайджана президент Ильхам Алиев говорил: "Если наши партнеры захотят поставлять свои энергоресурсы с востока Каспийского моря в западном направлении через нашу территорию, то мы, конечно же, можем рассмотреть это на основе согласованных условий, и вопрос может быть решен. Однако мы не являемся и не будем инициаторами этого дела". Таким образом, Азербайджан в отношении Транскаспийского газопровода проявляет гораздо меньше энтузиазма, его строительство для республики особой выгоды не представляет. Кроме такого, следует учесть мнение, ранее высказанное одним из азербайджанских экспертов: "Транзитные платежи для нас не столь значимы. Мы отдаем себе отчет и в том, что туркменский газ на рынке Турции лишь усилит конкуренцию с азербайджанским газом. Издержки же в виде обострения отношений с Москвой и Тегераном из-за Транскаспийского трубопровода нам вовсе не нужны".
 
На самом деле на тему "судьбы" Транскаспия можно писать долго. Можно углубиться в структуру топливно-энергетического баланса Турции и ….. посеять "надежду" - в данном балансе газ занимает всего лишь 32%, а уголь – целых 31% (а газ более экологически чистый энергоноситель), подискутировать на тему перспектив строительства трех АЭС – угольный или газовый сегмент энергобаланса они подомнут (угольный сомнет, а газовый будет расти)? Можно придумать еще много разных тем для дискуссии, в том числе о том, что Турция законодательно продолжит путь "снижения доли в импорте газа страны, из которой поставляется наибольшие объемы газа". Во всех этих былях (а автор знает, что это не сказки) есть место для туркменской надежды. Более того, существующие pr-технологии уже в этом году продолжат конструировать "очередную Перспективу". Но при этом надо понимать, что Турция, осознанно максимально используя свое благоприятное географическое положение, весьма преуспела в том, чтобы стать страной-транзитером российского, иранского, иракского, азербайджанского и в перспективе – туркменского газа на его пути в Европу. Но на выгодных, прежде всего для себя, условиях, и для этого Турция сознательно (на сегодня это уже очевидно) завышает "перспективные" уровни внутреннего потребления, а также – сознательно "перезаконтрактовывается" в целях создания переизбытка предложения на внутреннем рынке. Затем добивается от поставщика права на реэкспорт, фактически становясь ведущим "перепродавцом" импортного газа на юге Европы. И, если рассуждать таким образом, то в данной "схеме" - место для туркменского газа, безусловно, есть. И, если Туркменистан, благодаря политической "помощи" извне, перешагнет через "частное" мнение Ирана и России по поводу Транскаспия, начнет "класть" трубу по дну моря, договорится с Азербайджаном, Грузией, то достигнет "берег турецкий. Но, уж точно не с объемом собственного газа в размере 30 или даже 16 млрд. м3. А оно того стоит?
Просмотров: 177 | Добавил: siomwolan1977 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0